Аварийная ситуация в городе Краснодаре, спровоцированная жарой, вызвала обеспокоенность руководителей местных властей, справедливые жалобы населения, требующего принятия необходимых мер по недопущению в дальнейшем отключений электроэнергии.
Потребителей электроэнергии, прежде всего, интересуют вопросы, какие меры предпринимают энергетики для обеспечения надежного энергоснабжения в муниципальных образованиях края.
Энергетика – сложно устроенный организм, со множеством взаимосвязанных звеньев, каждое звено выполняет определенные, ему присущие функции.
Многим покажется вопрос об устройстве рынка электроэнергии довольно странным, ведь каждый знает: расходуешь электричество, в следующем месяце получаешь квитанцию и остается лишь зайти в онлайн сервис/банк, оплатить квитанцию и сделка купли-продажи электроэнергии завершена.
Однако вся сложность процесса скрыта от рядовых потребителей. На деле все несколько сложнее. Есть оптовый рынок электроэнергии, мощности, есть генерирующие и сетевые компании, осуществляющие передачу электроэнергии от электростанций до потребителей, система диспетчерского управления, которые бывают федеральные и региональные.
За надежность обеспечения потребителей электрической энергией и ее качество отвечают субъекты электроэнергетики, обеспечивающие ее поставки: энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности).
АО «НЭСК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Краснодарском крае.
В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.
Услуги АО «НЭСК» по передаче электрической энергии оказывает, прежде всего, сетевая компания АО «НЭСК-электросети», к сети которой непосредственно присоединены энергопринимающие устройства практически всех потребителей компании.
АО «НЭСК-электросети» осуществляет функции по отключению и подключению потребителей, учету электроэнергии и другие, возложенные на сетевую организацию законодательством Российской Федерации.
Задача АО «НЭСК-электросети» – распределить электроэнергию, поступающую из вышестоящих сетей, и доставить до потребителей АО «НЭСК» – жителей городов, предприятий и организаций, социальной сферы городов Краснодарского края.
Электроэнергия попадает в сети АО «НЭСК-электросети» из вышестоящих сетевых компаний, в нашем случае – ПАО «Россети Кубань», которая должна обеспечить соответствующую потребностям городов края трансформаторную мощность.
Границами зоны деятельности АО «НЭСК» и АО «НЭСК-электросети» являются все города Краснодарского края, в том числе имеющие всероссийское значение, как города-курорты, портовые города, постоянно наращивающие объемы потребления электроэнергии и особенно требующие безаварийного энергоснабжения.
По причине аномальных температур в начале июля в краевой столице были зафиксированы отключения электроэнергии.
При этом надо отметить, что на протяжении последних двух лет в летний период в Краснодаре не было подобных отключений.
В первые дни июля, в период аномальной жары, нагрузка на сети компании выросла в два раза с 280 МВт до 560 МВт.
С первого дня аномальной жары в АО «НЭСК-электросети» был создан оперативный штаб, работающий круглосуточно.
В режиме повышенной готовности работали оперативные подразделения, ремонтный персонал и диспетчерские службы сетевой компании.
Велся круглосуточный мониторинг ситуации на территории Краснодара и Краснодарского края.
Оперативный штаб постоянно осуществлял координацию действий ремонтных бригад на местах. Основной задачей энергетиков было - в максимально короткие сроки устранять неполадки в работе оборудования электрических сетей и оперативно подключать потребителей к электроэнергии.
Для информирования потребителей информация о причинах аварийных отключений, принимаемых мерах и предполагаемых сроках их устранения, оперативно поступала и в Контакт-центр АО «НЭСК». О напряженности работы специалистов Контакт-центра говорят следующие цифры, за первые три дня массовых отключений ими было принято 10 000 обращений жителей краевой столицы. Все обращения оперативно направлялись в оперативный штаб АО «НЭСК-электросети» для принятия мер.
Сотрудники АО «НЭСК-электросети» совместно с подрядными организациями в круглосуточном режиме выполняли работы по обнаружению и устранению поломок в оборудовании, делая все возможное для скорейшего устранения всех технологических нарушений и подключения потребителей к электрическим сетям.
Жители Краснодара задают справедливый вопрос, когда энергетики примут меры по недопущению подобных отключений.
Отвечая на этот вопрос, хотелось бы заверить наших потребителей, что все отключения вызваны не плохой эксплуатацией сетевого хозяйства АО «НЭСК-электросети».
Аварийная ситуация в городе Краснодаре, спровоцированная жарой, явилась результатом системных проблем энергокомплекса краевой столицы – дефицитом мощности и пропускной способности существующих электрических сетей.
АО «НЭСК, как гарантирующий поставщик, вместе с сетевой компанией несет ответственность за качество и надежность поставляемой электроэнергии. В исполнительном аппарате компании создан сектор по работе с обращениями потребителей по вопросам качества электроэнергии, в Контакт центре выделены единые номера для приёма обращений потребителей:
-
+7(861) 944-77-40
-
+7(903) 411-77-40
- 8-800-600-02-20
Специалистами АО «НЭСК» оперативно рассматриваются все обращения потребителей компании по вопросам качества предоставляемых услуг компанией, принимаются все необходимые меры по устранению замечаний.
Используются все средства для своевременного информирования граждан о возможных или произошедших отключениях.
О мерах, принимаемых АО «НЭСК-электросети», по развитию электросетевого хозяйства компании, повышению надежности энергоснабжения.
В результате реализации ежегодной, планомерной ремонтной и инвестиционной программ АО «НЭСК-электросети» стабильно снижает количество технологических нарушений. В ряде филиалов компании технологические нарушения сведены к минимуму.
Благодаря произведенным инвестиционным вложениям уровень износа сетей в целом по компании сократился до 54,8%, это ниже среднероссийского значения (в среднем по России – 72%). Потери электроэнергии в сетях АО «НЭСК-электросети» существенно ниже, чем в компаниях, имеющих схожие технологические условия функционирования.
При этом компания никогда не выплачивала дивиденды акционерам, все деньги инвестируются в сетевое хозяйство.
Деятельность компании абсолютно прозрачна и подконтрольна министерству ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, Управлению Федеральной антимонопольной службы, региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края. Ростехнадзор ежегодно проверяет деятельность компании на предмет готовности оборудования к прохождению периодов пиковой нагрузок.
АО «НЭСК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Краснодарского края, осуществляет энергоснабжение потребителей, приобретая электрическую энергию с оптового и розничных рынков электроэнергии. В состав компании входят 7 филиалов, 23 участка филиалов, 4 отделения филиала «Краснодарэнергосбыт» и 22 центра обслуживания потребителей. Общество обслуживает свыше 54,8 тысячи потребителей — юридических лиц и свыше 992,7 тысяч бытовых клиентов. Объем полезного отпуска электроэнергии АО «НЭСК» по итогам 2024 года составил свыше 7,8 млрд кВт·ч.