О проблемах, характерных для многих
энергосбытовых компаний, поисках
путей их разрешения рассказывает
генеральный директор ОАО «НЭСК»
Ольга Краснянская

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ

ОАО «НЭСК» уже 12-й год работает на розничном рынке электроэнергии Краснодарского края, с 2006 года – в статусе гарантирующего поставщика. Клиентами компании являются около 940 тысяч потребителей, из них более 900 тысяч – граждане, проживающие в 25 городах края, большая часть которых проживает в многоквартирных домах (далее – МКД). Объемы продажи электроэнергии населению в натуральном выражении в структуре отпуска компании превысили 50%.

Как известно, работа с населением является сферой наиболее сложно решаемых проблем. При этом законодательство, регламентирующее взаимодействие гарантирующих поставщиков с потребителями, более отрегулировано для юридических лиц.

Самой серьезной проблемой ОАО «НЭСК», как и всех ресурсоснабжающих организаций России, остается платежная дисциплина. По состоянию на 1 января 2015 года задолженность потребителей перед компанией составляла 1944,5 млн.руб. Ухудшение экономической ситуации в России не могло не сказаться и на платежеспособности потребителей компании, общая задолженность которых за два первых месяца 2015 года выросла на 20 процентов и достигла 2344,6 млн. руб.

К числу основных неплательщиков ОАО «НЭСК» относятся: бюджетные потребители, задолженность которых по состоянию на начало февраля составляет 535,7 млн. руб., предприятия сферы ЖКХ, в том числе тепло- и водоснабжающие, пользующиеся возможностью потреблять электроэнергию с минимальным риском быть отключенным за неплатежи (356,3 млн. руб.), потребители, приравненные к населению (272,1 млн. руб.), население (512,0 млн. руб.).

Весомый вклад в рост задолженности потребителей перед ОАО «НЭСК» вносит ОАО «Оборонэнергосбыт», которое ранее являлось гарантирующим поставщиком электроэнергии для объектов Министерства обороны в Краснодарском крае, один из крупнейших потребителей электроэнергии нашей компании. Задолженность ОАО «Оборонэнергосбыт» по состоянию на начало текущего года составляла 243,7 млн. руб., а к 1 февраля – уже 275,6 млн. руб. Практика работы с ОАО «Оборонэнергосбыт» показывает, что любые досудебные методы работы не приносят результата. При этом ОАО «НЭСК» не имеет возможности применить какие-то иные меры, кроме обращения в судебные органы, по защите собственного права, установленного законодательством.

В связи с утратой данной компанией с 1 января 2015 года статуса гарантирующего поставщика в крае эти функции переданы ОАО «НЭСК» (в границах его зоны деятельности), которое обязано принять граждан-потребителей на обслуживание. Сейчас проводится большая работа по заключению договоров энергоснабжения с ними.

Проблема неплатежей потребителей за электроэнергию не может не влиять на финансовое состояние компании. Растущие долги потребителей вынуждают ОАО «НЭСК» брать кредиты, для того чтобы оплатить электроэнергию на оптовом рынке, где дисциплина платежей очень жесткая, а также своевременно рассчитаться с ОАО «Кубаньэнерго» за услуги по передаче электроэнергии. Однако ставки процентов по кредитам, которые приходится брать, существенно превышают величину процентов по кредитам, учитываемую РЭК-ДЦТ КК в необходимой валовой выручке компании.

ОАО «НЭСК», как и другие гарантирующие поставщики, сталкивается с проблемой отсутствия эффективных механизмов воздействия на потребителей-неплательщиков. Пока единственным методом борьбы остаются меры по введению ограничений и в крайних случаях – отключение подачи электроэнергии злостным неплательщикам, которые предусмотрены действующим законодательством. Однако процедура уведомления населения такая сложная, что порой просто не позволяет достичь положительного результата этой работы.

ОАО «НЭСК» в первую очередь должно в письменной форме направить гражданину-неплательщику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня вручения уведомления предоставление ему коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. Это уведомление вручается под расписку или же направляется по почте заказным письмом, непременно с описью вложения. Если за этот срок задолженность не гасится, исполнитель вновь предупреждает о введении ограничения или приостановления. Таким образом, эта предварительная процедура очень длительная, тянется 30 дней, сопровождается проблемами с вручением уведомления. Отказ или уклонение потребителя от получения уведомления, некорректная запись работника почты в уведомлении о вручении зачастую не позволяют доказать в суде или прокуратуре, что неплательщик уведомлен надлежащим образом.

При этом потребителя-неплательщика необходимо уведомлять дважды: за 30 дней – о необходимости погашения задолженности и за 3 дня – до даты введения ограничения.

Непросто ввести ограничение и социально значимым объектам ЖКХ: предприятиям тепло- и водоснабжения, которые накапливают большие долги за потребленную электроэнергию, но отключить их проблематично, так как могут пострадать законопослушные граждане. Взыскание задолженности через суд – тоже неидеальный вариант, так как рассмотрение дела длится месяцами, при этом должники продолжают пользоваться электроэнергией, наращивая дебиторскую задолженность.

В сегодняшних условиях требуется достаточно жесткая позиция государства в вопросе применения санкций к неплательщикам. Возможность отключения должна быть не виртуальной мерой наказания, а реальностью. Потребителю необходимо четко осознавать, что неоплата электроэнергии приведет не только к отключению электроснабжения и приостановке производственной деятельности, но и к ощутимым штрафам за невыполнение обязательств.

Обнадеживает тот факт, что в Государственной думе уже прошел первое чтение законопроект № 500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли жилищно-коммунального хозяйства).

Острой проблемой на сегодняшний день являются неплатежи исполнителей коммунальных услуг.

В настоящее время на расчетах в филиалах компании находятся 1250 управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. По состоянию на начало текущего года задолженность данных потребителей перед ОАО «НЭСК» составляла 161,7 млн. руб. и в течение двух месяцев выросла на 31,6 млн. руб.

Достаточно распространенной является ситуация, когда недобросовестные управляющие компании не перечисляют собранные с жителей средства на счета ОАО «НЭСК», копят огромные долги, которые никогда не оплачиваются. Ярким примером таких управляющих компаний являются: в городе Краснодаре – ООО «Эллис-Кубань» (задолженность 10 млн. руб.), в городе Новороссийске – ООО «Славия-Юг» (7,5 млн. руб.), в городе Ейске – ООО «Озон» (1,3 млн. руб.).

С целью соблюдения интересов добросовестных плательщиков ОАО «НЭСК» было принято решение о расторжении договоров с исполнителями коммунальных услуг и заключении прямых договоров с гражданами-потребителями, проживающими в МКД.

Эта практика была отмечена как положительная в постановлении Законодательного собрания Краснодарского края от 16 июля 2014 г. № 1176-П «О расчетах за топливно-энергетические ресурсы на территории Краснодарского края», в котором, в частности, говорится: «Постоянный комитет Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи на проводимых мероприятиях неоднократно указывал на необходимость перевода абонентов (физических лиц) на заключение прямых договоров непосредственно между ними и ресурсоснабжающими организациями, что позволит отключать только злостных неплательщиков, а не весь дом».

Однако, несмотря на положительные результаты этой работы, ОАО «НЭСК» сталкивается с большим количеством жалоб, связанных с расчетами ОДН, отказом населения оплачивать электроэнергию, потребленную в МКД на общедомовые нужды.

Более того, администрация города Новороссийска обратилась в суд с иском к ОАО «НЭСК» с требованием обязать компанию не проводить прямые расчеты за электроэнергию с населением в МКД и требует вернуться к посреднической схеме с управляющими компаниями. Такую же позицию заняла и администрация Ейского городского поселения.

При этом хочу заметить, что продавать электроэнергию исполнителю коммунальных услуг возможно только по общедомовому прибору учета, в городе Новороссийске, например, более 600 МКД не оснащены ими.

С чем связана такая позиция администраций упомянутых муниципальных образований? Думаю, это реакция на жалобы населения, которые вызваны прежде всего непониманием со стороны граждан законодательства об электроэнергетике, сложным привыканием к новым формам счетов на оплату электроэнергии. Многие потребители не хотят знать ничего, кроме старых, привычных счетов с показаниями квартирных счетчиков, они даже пытаются оспаривать правомерность выставления счетов на ОДН.

Обязанность по оплате коммунальной услуги «электроснабжение», израсходованной в местах общего пользования МКД, лежит как на нанимателях жилых помещений по договору найма, так и на собственниках жилья на основании закона. При этом начисление платы за предоставление электроэнергии на общедомовые нужды должно производиться, исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии.

Объем коммунальных услуг на общедомовые нужды напрямую зависит от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей и оборудования, от своевременного выявления несанкционированных подключений, устранения утечек, проведения мероприятий по энергосбережению – обязанностей, возложенных на управляющую организацию или ТСЖ.

Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом.

При этом закон обязывает гарантирующего поставщика распределить все внутридомовые потери на собственников и нанимателей пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения в МКД.

Подобное различие в требованиях законодательства при расчетах ОДН управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями приводит к возникновению жалоб собственников помещений в МКД, которые требуют рассчитывать ОДН только по нормативу. Однако не сомневаюсь, что стоимость объема электроэнергии, потребленного на ОДН сверх норматива, управляющие компании начислят гражданам по другим статьям за содержание МКД, так как обязаны рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией за весь объем поставленной электроэнергии.

К сожалению, электроэнергия по-прежнему воспринимается нашими потребителями как общественное благо, а не как товар, за который надо платить. Отсюда вместо стремления принять все необходимые меры для энергосбережения и снижения ОДН мы имеем огромное количество жалоб.

Органы исполнительной власти порой устраняются от рассмотрения проблем, возникающих при энергоснабжении многоквартирных домов, перекладывая ответственность за происходящее на гарантирующего поставщика. Фактически на предприятия электроэнергетики возлагается дополнительное социальное бремя, которое должно нести государство.

Считаю, что требование администраций ряда муниципальных образований вернуться к старой схеме расчетов за электроэнергию в МКД, будет возвратом к проблемам, связанным с энергоснабжением потребителей через управляющие компании. Это приведет к новому росту задолженности за потребленную электроэнергию. При этом согласно действующему законодательству в случае дальнейшего роста задолженности управляющих компаний, превышающей 3-месячный срок ее образования, ОАО «НЭСК» вынуждено будет вводить ограничение подачи электроэнергии на общедомовых приборах учета, что не может не сказаться на социальной обстановке, увеличении жалоб в адрес органов исполнительной и законодательной власти.

Очень надеюсь, что в законодательство по вопросам энергоснабжения МКД будут внесены соответствующие изменения.

Убеждена, что необходима единая, консолидированная позиция органов власти Краснодарского края всех уровней и структур, которые следят за соблюдением прав граждан, в части информирования населения о его обязанностях и правах, а также необходимости выполнять требования действующего законодательства.

Записала Л. Чикова